Стадионы будущего
В России 11 городов продолжают жить в режиме постоянной подготовки к играм чемпионата мира по футболу. Они изначально поставлены в неравные условия. Например, Казань может принять чемпионат хоть завтра – после универсиады в городе есть все для проведения международного чемпионата, а в Екатеринбурге до сих пор не утвержден проект главного стадиона. Но в Екатеринбурге есть один из лучших аэропортов страны – Кольцово, тогда как в Саранске международного аэропорта вообще нет. Бюджеты всех уровней закладывают миллиарды, чтобы за следующие три года ситуация выровнялась.
В деловую программу 100+ Forum Russia 2015 уже включены тематические секции по вопросам проектирования, строительства и эксплуатации спортивных арен и стадионов, как уникальных сооружений.
О том, какие именно мероприятия предполагается осуществить в крупнейших из этих 11 городов, в нашем обзоре.
Игры начинаются со стадиона
Самая масштабная работа предстоит при строительстве стадионов. На бюджетные средства к ЧМ-2018 стадионы будут построены в Самаре, Саранске, Екатеринбурге, Волгограде, Нижнем Новгороде, Калининграде, Ростове-на-Дону и Сочи. Единственный город (за исключением Москвы), который уже сегодня фактически готов к принятию матчей, это Казань. Как рассказал министр по делам молодежи и спорта Республики Татарстан Владимир Леонов, глобальных преобразований в Казани к играм в принципе не планируется. «Наследие, которое осталось после универсиады в 2013 году, сыграло свою роль, поэтому капитальных вложений к чемпионату не будет. У нас уже готов основной объект – это стадион «Казань-Арена», который подходит по всем требованиям ФИФА и уже эксплуатируется как футбольный», – рассказал господин Леонов. Содержание стадиона обходится в 200 млн рублей ежегодно. По словам министра, летом этого года на стадионе пройдет чемпионат мира по водным видам спорта, после чего он снова будет переведен в «футбольный режим», и здесь продолжит играть ФК «Рубин». Кроме того, именно в Казани состоится Кубок конфедераций – 2017: футбольный турнир среди национальных сборных, проводимый под эгидой ФИФА. Традиционно мероприятие рассматривается как «репетиционный» турнир перед чемпионатом мира. «Конечно, нам предстоит работа по реконструкции тренировочных площадок и баз – всего в каталог ФИФА вошли семь площадок, и команды сами смогут выбрать, где им тренироваться», – пояснил Владимир Леонов. По словам министра, общая сумма затрат из всех бюджетов всех уровней на подготовку Казани к ЧМ составит 6 млрд рублей. Основная часть будет направлена на реконструкцию тренировочных площадок.
В остальных городах работы по созданию главной спортивной площадки находятся на начальном этапе.
Волгоград
Стадион вместимостью 45 тыс. зрителей строят на месте бывшего Центрального стадиона. В настоящее время завершены работы по сносу старого стадиона, ведется обустройство котлована – нулевой цикл строительных работ – на площадке будущей арены «Победа». Стоимость стадиона по контракту составляет 16,5 млрд рублей. Завершить арену «Победа» планируется в ноябре 2017 года. «Концепция наследия ЧМ-2018 пока прорабатывается специалистами, эта часть работ включена в контракт по строительству стадиона», – добавили в администрации области. Также будут подготовлены четыре тренировочные площадки и базы для команд. Всего на подготовку Волгограда к ЧМ в рамках федеральной программы будет направлено 41,4 млрд рублей. Из них 26,4 млрд рублей – из федерального бюджета, 2,9 млрд рублей выделит бюджет Волгоградской области, еще 841,9 млн рублей даст бюджет Волгограда, внебюджетные источники составят 11,2 млрд рублей. Еще 27,8 млрд рублей будет выделено в рамках региональной программы (федеральный бюджет – 11,6 млрд. рублей, бюджет Волгоградской области – 3,7 млрд. рублей, бюджет Волгограда – 992 млн рублей, внебюджетные источники – 11,5 млрд рублей).
Нижний Новгород
В нижегородском министерстве спорта и молодежной политики рассказали, что на подготовку Нижнего Новгорода предусмотрено финансирование в размере 63,5 млрд рублей, из которых около 12 млрд – средства федерального бюджета, около 11 млрд – областного бюджета, около 9,5 млрд – средства местных бюджетов и около 31 млрд – средства из внебюджетных источников. «В соответствии с региональной программой подготовки, которую Нижегородская область утвердила первой в России, реализуются мероприятия по проектированию и строительству объектов гостиничной и транспортной инфраструктуры, а также инфраструктуры, обеспечивающей функционирование спортивных объектов. Это новый терминал аэропорта, новый стадион на 45 тысяч зрителей, новые тренировочные базы», – отметили в министерстве. Планируется, что после чемпионата мира «Волга-Арена» (рабочее название стадиона) будет использоваться как многофункциональный культурно-спортивный центр. Здесь будут тренироваться дети из спортивных школ, футболисты «Волги» – местного футбольного клуба, воспитанники центра олимпийской подготовки. «Сейчас совместно с компанией “Аеком” – одним из мировых лидеров по управлению проектами в сфере строительства и менеджмента – мы работаем над концепцией наследия стадиона – она будет включать и коммерческую и социальную составляющую», – пояснил представитель министерства. Ранее местные власти заявляли, что на содержание стадиона ежегодно необходимо будет 500 млн рублей.
Саранск
В Саранске строительство стадиона обойдется в 16,5 млрд рублей. После ЧМ он станет домашней ареной футбольного клуба «Мордовия» и женской футбольной команды «Мордовочка», а также спортивным, общественным, торговым и развлекательным центром Саранска. Всего город может получить около 32 млрд рублей на подготовку к матчам ЧМ.
Екатеринбург
Екатеринбург, пожалуй, единственный город, где проект стадиона к ЧМ до сих пор не утвержден. Матчи должны будут пройти на Центральном стадионе, проект реконструкции которого общественности пока не презентовали. Известно лишь, что стадион Екатеринбурга (как и Калининграда) разрешили уменьшить до 35 тыс. мест (во всех других проектах – 45 тыс. мест). Сейчас на объекте идет демонтаж навесных конструкций, который, как ожидается, завершится к июню. Сам же проект стадиона планируется передать на государственную экспертизу в апреле. По последним данным областных властей, проект оценивается в 8 млрд рублей. Министр спорта РФ Виталий Мутко ранее заявлял, что «никаких тревог по поводу этого объекта нет», активные работы, по его словам, начнутся в апреле. Ранее власти докладывали, что после завершения реконструкции Центральный стадион в Екатеринбурге станет не просто спортивным сооружением, а полноценным общественным зданием, которое будет задействовано постоянно, например, для проведения концертов или других крупных мероприятий. Помимо стадиона, в городе реконструируют спорткомплекс «Уралмаш», туда будет вложено 500 млн рублей из областного бюджета, еще 94 млн рублей – из федерального. На «Калининец» будет потрачено 15,35 млн рублей из областного бюджета, 24,95 – из бюджета Екатеринбурга, столько же уйдет и на спортивный комплекс «Урал». В целом же на подготовку города к чемпионату будет направлено более 35 млрд рублей, 21,8 млрд из них выделят из бюджета Свердловской области. Из федерального бюджета область получит только 4,23 млрд рублей.
Городам по дороге
Второй затратной частью подготовки станут инфраструктурные проекты, которые также разнятся в стоимости и объемах работ. Например, в Казани необходимо реализовать лишь несколько инфраструктурных проектов в сфере энергосбережения и водоснабжения. Судя по планам, наиболее масштабными в городах будут работы по созданию транспортной инфраструктуры. Федеральный бюджет на эти проекты направит почти 30 млрд рублей.
В Волгограде для обеспечения доступа болельщиков и спортсменов к стадиону необходимо привести в нормативное соответствие 12 объектов, отмечают в областной администрации, добавляя, что ориентировочная стоимость работ составит 11,5 млрд рублей. Только на реконструкцию шоссе Авиаторов будет направлено около 2,5 млрд рублей. Работы планируется завершить в 2017 году. Кроме того, в городе будет реконструирован аэропорт, в том числе взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием, рулежные дорожки, системы электроснабжения, очистные сооружения. Финансирование работ по первому этапу предполагается в размере 3,7 млрд рублей. Кроме того, запланировано создание терминального комплекса на базе железнодорожного вокзала – реконструкция объединит в разных уровнях железнодорожный, пригородный, автовокзал. Ожидается, что к ЧМ-2018 в городе заработает аэроэкспресс – будет построен электрифицированный железнодорожный пусть протяженностью 1,2 км от железнодорожной станции Гумрак до терминала для обслуживания пассажиров международного аэропорта Волгоград. Также предстоит реконструировать пригородный ж/д вокзал Волгоград-1 с созданием сопутствующей сервисной инфраструктуры и платформы «Мамаев курган» в районе Центрального стадиона. С учетом строительства новой ветки итоговое расчетное время движения из аэропорта до станции Волгоград-1 для электропоезда составит 18–20 минут, что соответствует требованиям ФИФА для городов-организаторов. По оценке ОАО «РЖД» минимальная стоимость реализации проекта составит 1,6 млрд рублей. В Центральном районе укрепляется трехкилометровый участок берега Волги. Вся же трехкилометровая береговая зона может быть введена в эксплуатацию уже в 2016 году. Общая стоимость объекта – 5 млрд рублей.
В Екатеринбурге серьезные работы планируются на подъездах к стадиону. Всего на подготовку улично-дорожной сети городу необходимо более 4,5 млрд рублей. Около 3,3 млрд рублей будет потрачено на реконструкцию улицы Татищева «со строительством участка на Московской», 1,2 млрд рублей – на реконструкцию улиц Репина и Пироговой. Еще 218,9 млн рублей уйдет на реконструкцию водовода по улице Репина от улиц Отрадной до Ленинградской. Для болельщиков также планируется построить паркинг возле стадиона. Двухуровневая автостоянка будет расположена на улице Татищева, на участке от Репина до Пирогова. Общая вместимость – 439 машино-мест. Вскоре в городе начнутся работы по переносу от Центрального стадиона зданий Уральского научно-исследовательского института охраны материнства и младенчества (НИИ ОММ). Управление капитального строительства Свердловской области уже объявило конкурс на строительство нового комплекса зданий в районе Академический. Начальная цена работ – 2,1 млрд рублей. Изменения ждут и аэропорт Кольцово. Там будет реконструирован международный терминал, построены новый гараж для специального транспорта и ангар для самолетов деловой авиации. Рядом с отелем «Анжело» появится многоуровневая парковка на 500 мест. К 2020 году в аэропорту Кольцово планируется расширить терминальный комплекс, реконструировать системы галерей выхода на посадку, оборудовать два дополнительных телетрапа, построить деловой центр и новое здание кейтеринга.
Нижний Новгород к 2018 году должен получить новую станцию метро «Стрелка», которая будет оформлена в футбольном стиле. Из федерального бюджета на эти цели будет выделено 6,2 млрд рублей. Регион будет получать федеральные деньги с 2014 по 2017 год. Станция будет иметь пропускную способность около 30 тысяч пассажиров в сутки. Востребованность метро в этой части города не иссякнет и после чемпионата мира по футболу, считают власти, поскольку на Мещере откроется новый общественно-политический центр, где будут проходить массовые мероприятия. В аэропорту города будет построен новый терминал, который обеспечит высокую пропускную способность – более 800 пассажиров в час и более 1,5 млн человек в год, а также откроет перспективы для присоединения аэропорта к высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) «Москва – Нижний Новгород - Казань».
Большие изменения произойдут в Саранске, где аэропорт вообще не имеет статуса международного. Ожидается, что весной здесь начнется активное строительство нового терминала, который сможет обслуживать не менее 275 человек в час, а во время чемпионата сможет расшириться в два раза. К чемпионату здесь откроется временный терминал с обслуживанием в 1,1 тысячи пассажиров в час. Кроме того, будет расширена ВПП, построены стоянки и новые подъезды к зданию. Расходы составят около 3,5 млрд рублей. В городе будет реализовано еще два масштабных транспортных проекта. Это объездной путь вокруг Саранска и дорога, которая соединит северо-запад и северо-восток города. Вторая новая трасса пройдет через железную дорогу и реку Инсар и позволит связать между собой все микрорайоны Саранска. Проекты оцениваются в 11 млрд рублей.
Источник: "Мегаполис. Все о недвижимости"