ЖК «Галактика», корпуса 4-13 и 4-15. | Конструкторское бюро «СИЛКО»
Жилой комплекс Галактика, корпуса 4-13 и 4-15.
Галактика 4-13 и 4-15 — это два многоквартирных дома со встроенно-пристроенными помещениями и встроенно-пристроенными подземными паркингами. Казалось бы, два разных здания проектировались параллельно одной проектной командой и всегда рассматривались как единый проект.
Каждый из домов имеет сложную форму и состоит из секций высотой 9 и 11 этажей. Встроенно-пристроенный подземный паркинг 2-х этажный (с −1-м подземным этажом на отметке −4,100 и −2-м подземным этажом на отметке — 7,500). Участок зажат окружающей застройкой, а граница котлована проходит рядом с используемыми автодорогами.
В данном проекте особое внимание стоит уделить проекту устройства котлована так как при производстве работ использовались сразу несколько разных технологических решений таких как «шпоры», «якоря», бермы, распоры и тяжи. Стоит рассказать подробнее о этих решениях.
По инженерно-геологическим условиям это участок с водонасыщенными глинистыми грунтами. Осень с обильными осадками превращала котлован в большой стакан, а грунт «стекал» и не давал использовать наклонные распорные трубы и большие грунтовые бермы.
Распорами служили трубы диаметром 1000 и 720мм. Требуемая высота шпунтового ограждения — 20 метров.
Перед проектировщиками стояла сложная и интересная задача — оставить один уровень распоров при глубине котлована в 8 метров, так как при использовании двух уровней срок производства работ был существенно больше.
При 8-ми метровой глубине котлована и одном уровне распоров лёгкий шпунт испытывает сильные деформации и не проходит по расчётам на прочность, поэтому рассматривались решения с применением тяжёлого шпунта с большой изгибной жёсткостью, среди них: тяжёлый, комбинированный, трубошпунт, а так же применение грунтовых анкеров.
Тяжёлый шпунт чаще используется для гидротехнических сооружений. Он имеет более развитое в плане сечение (Ларсен 530 мм / Тяжёлый шпунт — 1 метр), однако обладает большой стоимостью из-за небольшого количества на складах поставщиков и импортного производителя.
Комбинированный представляет из себя сочетание обычного шпунта Ларсен и двутавры большого сечения Трубошпунт — трубы большого диаметра. Для данного участка он оказался неприменим в связи с сильными вибрациями при вдавливании в грунт Грунтовые анкера — цементные анкера, по принципу работы схожие с сваями.
По расчётам давали не большие осадки, но в данном случае оказались экономически не выгодными по причине большого срока набора прочности (в песчаных грунтах — 28 суток, в глинистых — 50 суток).
В процессе проектирования Заказчиком было добавлено ещё одно условие — это использования только лёгкого шпунта Ларсен в виду нескольких технико- экономических факторов:
- наличия такого вида шпунтов в собственности Заказчика
- технологичность, данный вид шпунта легче погружать
При учёте всех исходных данных, для корпуса 4-13, с одной стороны, использовались не распоры, а «якоря». «Якорь» — это решение, пришедшее в гражданское строительство из гидротехники. Они представляют собой трубы диаметром 1 метр, погружённые в грунт (в данном случае на 20м) и располагающиеся на определённом расстоянии от шпунта. Шпунт и якорь соединены арматурными тяжами. Площадки под якоря были взяты в аренду и после окончания работ эти конструкции демонтировались.
С другой стороны, шпунт корпуса 4-13 был соединён арматурными тяжами с шпунтовой стеной котлована корпуса 4-15. Со стороны корпуса 4-15, помимо тяжей, при откопке, были оставлены небольшие грунтовые бермы.
Для того чтобы устроить распоры вдоль одной из шпунтовых стен котлована корпуса 4-15 были применены «шпоры». «Шпора» — временный конструктивный представляющий собой контрфорс из труб сечением 1 метр, объединённый поясом изначально на точечной сварке.
Так как это было не до конца опробованное решение приходилось по деформациям дорабатывать конструктив. Проектировщики столкнулись с тем, что трубы из-за отсутствия связи между собой проскальзывали и не работали как одно целое. Уже на стройке в верхнем ярусе наваривались металлические пластины, что обеспечило совместную работу. После окончания монолитных работ ниже отметки 0.000 «шпоры» демонтировались.
Спецификой фундаментных конструкций является опирание свай на дислоцированные грунты. Дислоцированные грунты — это перемятые разнородные грунты, на которые по нормам Санкт-Петербурга нельзя опираться без специального обоснования. Данное обоснование было получено благодаря большому количеству испытаний, проведённых на площадке строительства.
